Компетенция , Башкортостан ,  
0 

Росбанк: сегодняшний кризис станет трамплином в сфере диджитал-решений

Росбанк: сегодняшний кризис станет трамплином в сфере диджитал-решений
Интервью с управляющим директором департамента сети и развития продаж Росбанка на Урале и в Поволжье Шамилем Аглямовым.

— Шамиль Рифович, начнем с ключевой ставки ЦБ РФ: не так давно было по ней решение, соответствует ли оно Вашим ожиданиям? Как уже отразилось или еще отразится снижение ставки до 5,5% на стоимости основных продуктов банка?

— На последнем прошедшем заседании Банк России ожидаемо снизил ставку на 50 б.п. до 5,5%, в явном виде указав на переход к стимулирующей политике и сохранив перспективу снижения ставки на последующих заседаниях. В числе аргументов можно подчеркнуть сдержанные оценки инфляционной траектории в ответ на прямые и отложенные эффекты из-за действующих ограничительных мер по борьбе с пандемией, а также попытку улучшить трансмиссионные каналы процентной политики в различных сегментах рынка капитала.

Сейчас довольно тяжело давать оценки эффекта снижения ставки – все отправные точки размыты и неопределенность касательно сроков завершения режима самоизоляции довольно высока.

Мы ожидаем от снижения ставки довольно широкое влияние на потребительский сектор кредитования, особенно в части повышения доступности рефинансирования ипотеки и других кредитов. Такой канал позволит сгладить провал в доходах, так как высвободит дополнительный ресурс для потребительских трат.

Для корпоративного сектора довольно сложно проследить канал влияния. Кредитные условия довольно сильно ухудшились для пострадавших отраслей – снижение ставки по факту можно рассмотреть как попытку их улучшить со стороны «стоимости» денег, но стоимость риска для банков останется повышенной. Поэтому здесь более эффективной мерой остается программа гарантирования кредитов государством.

Ценовые параметры кредитных продуктов и ставки по вкладам могут быть скорректированы в зависимости от рыночной ситуации, при этом в целом ожидания по ключевой ставке уже заложены в нашем ценовом предложении.

— Насколько в целом нынешний, как его называют эксперты, тройной кризис — пандемия коронавируса, финансовый кризис, самоизоляция — отразился на банковской системе России и Росбанке в частности?

— Все отрасли экономики, включая финансовую сферу, так или иначе ощутят на себе последствия пандемии. Снижение экономической активности негативно скажется на корпоративных и розничных клиентах банка, размеры нового бизнеса ощутимо сократятся. Банковской отрасли может потребоваться государственная поддержка и в виде смягчения регуляторных требований, и напрямую в предоставлении дешевой ликвидности. При этом Росбанк, благодаря своему традиционно консервативному подходу к риск-менеджменту и балансу в структуре активов, меньше подвержен перечисленным рискам.

Так, две трети нашего розничного кредитного портфеля составляет залоговое кредитование, а доля кредитов, приходящихся на наиболее пострадавшие от кризиса сферы бизнеса, составляет всего несколько процентов от корпоративного портфеля. Благодаря нашей высокой надежности, подтвержденной кредитными рейтингами от четырех российских и международных агентств на уровне суверенного рейтинга РФ, а также поддержке международной финансовой группы Societe Generale, частью которой мы являемся, наши клиенты воспринимают нас как «островок безопасности».

Розничный портфель клиентских средств остается стабильным. Все нормативы ликвидности и достаточности капитала у нас соблюдены с существенным запасом, а внутренние стресс-тесты показывают очень высокую устойчивость к рыночным изменениям и скачкам курсов валют.

Что же касается работы банка в период самоизоляции, то мы достаточно быстро смогли перевести максимум сотрудников на удаленку. Часть сотрудников работала в удаленном режиме и ранее, что позволило использовать накопившийся опыт для успешного массового перевода сотрудников на дистанционный режим работы в текущих условиях. При этом мы не закрываем отделения и не сокращаем персонал. Наши офисы работают по стандартному графику и при строгом соблюдении социальной дистанции, ограничении количества клиентов, которые могут находиться в офисе одновременно, и тщательной дезинфекции помещений.

— Применительно к Росбанку — чем нынешний кризис отличается кризисов 2008 и 2014 годов?

— Скорость распространения кризиса и его каналы значительно выше. Во многом кризис поведенческий, и лишь на втором месте стоят финансовые каналы. Это не означает, что восстановление будет мгновенным – риски распространения вируса сохраняются и тем или иным путем будут сдерживать возвращение к нормальной деятельности в течение 2020 года, это повлечет за собой серьезные последствия для некоторых отраслей и видов деятельности – а значит, и доходов.

Значительно отличается политика властей – в 2008 году щедро тратили резервы, в 2014 и 2020 сохраняют намерения их экономить. Даже несмотря на существенные объемы стимулирующих программ, их охват остается точечным с прицелом на избежание паники.

При этом новой особенностью стимулирующей политики будет довольно быстрое смягчение денежно-кредитных условий – это создает новые возможности для улучшения структуры экономики и наращивания инвестиций. Можно констатировать, что кризис 2020 отличается отношением инвесторов к России - отток капитала был минимальным и не сопоставимым с 2008 и 2014 годами – по факту, это означает доверие к макроэкономической политике и косвенную поддержку инвестпроектов в будущем.

— Как тотальный переход на удаленную работу отразился на дистанционных каналах банковского обслуживания? Стало ли больше сервисов, насколько возрос объем и доля дистанционных операций?

— С начала нерабочего апреля мы зафиксировали значительный рост доли цифровых продаж по всем продуктам и инструментам. Особенно по тем, где есть возможность оформить продукт в дистанционных каналах обслуживания от начала и до конца – это кредиты, депозиты, сберегательные счета и цифровые карты.

БОльшую часть заявок и наибольший объём сервисных операций, например, по ипотеке банк провел в апреле через дистанционные каналы. Мы предложили нашим партнерам из числа риелторов и агентств недвижимости специальные скидки по ставке при подаче заявок на ипотеку через дистанционные каналы, а для клиентов, к примеру, сделали возможным проведение ипотечных сделок не выходя из дома. Также мы напомнили клиентам, у которых в период самоизоляции закончился срок действия банковской карты, о наших цифровых картах, которые можно выпустить просто в приложении и без посещения банка. Такая карта отличается от привычного пластика только тем, что она не предполагает наличия самого пластика.

При этом, если проанализировать динамику цифровых продаж в свете режима самоизоляции, то можно отметить, что их доля резко выросла в первую неделю карантина, но в последующие недели начала постепенно снижаться. Мы полагаем, что причина в совокупности факторов, а не только в вере клиентов в более высокую вероятность одобрения кредита при очном визите в отделение банка.

— Наблюдался ли в Росбанке отток вкладов? Какова в целом динамика привлечения средств на депозиты по сравнению с прошлым годом?

— 1 апреля 2020 года в целом по России был зафиксирован резкий спад количества открытия новых вкладов – как в отделениях банка, так и онлайн: общее количество новых депозитов сократилось в начале апреля на 47%, онлайн – на 30% по сравнению со средним показателем для периода. При этом в Башкортостане в апреле 2020 года мы не наблюдали такой тенденции: в течение нерабочего месяца мы привлекли в три раза больше средств на депозиты, чем в марте. По отношению к аналогичному периоду 2019 года показатели апрельского роста были ниже, но незначительно.

— Как изменился спрос на кредиты? 

— Мы отмечали небольшое снижение продаж в начале нерабочего апреля, однако к концу месяца ситуация выровнялась и не оказала заметного влияния на кредитный портфель. Если режим самоизоляции будет продолжаться 3-4 месяца и больше, то эффект будет более значительным. Однако на размер портфеля влияют не только продажи, но и выплаты по ранее выданным кредитам, например, досрочные. По нашей гипотезе, объемы досрочного погашения кредитов могут в ближайшее время замедлиться, что положительно скажется на объеме портфеля.

В малом бизнесе мы видим небольшой прирост кредитного портфеля и не отмечаем существенного роста досрочных погашений.

Особых ограничений, связанных с пандемией, мы не вводили, мы всегда подходили к вопросу кредитования индивидуально, стараясь учитывать пожелания наших клиентов и, безусловно, благонадежность заемщиков.

В корпоративном бизнесе Росбанка не наблюдается увеличения количества досрочных погашений. Наш кредитный портфель для корпоративных клиентов вырос в течение апреля на 5,4%, если сравнивать с концом марта.

Банк не вводил запретов на финансирование отдельных индустрий и компаний. Мы ориентированы на долгосрочные отношения и стремимся поддерживать наших клиентов. Конкретные решения отражают как текущую ситуацию, так и перспективы развития конкретных отраслей и компаний.

— Сегодня на пике популярности тема поддержки организаций, домохозяйств, граждан, наиболее пострадавших в связи с ситуацией с коронавирусом. Какие именно меры поддержки предпринимателей и граждан оказывает Росбанк? Есть ли уникальные предложения? Как Вы оцениваете стоимость принимаемых мер?

— Росбанк активно поддерживает малый бизнес в сложившейся ситуации и оперативно принял антикризисные меры для своих клиентов, особенно тех, которые входят в перечень отраслей, наиболее подверженных влиянию текущей ситуации. Так, еще до утверждения Правительственных мер в рамках ФЗ-106, мы реализовали экспресс-реструктуризацию кредитов для заемщиков по отраслям, включенным в список ЦБ, а для остальных отраслей ввели упрощенный пакет документов и подход к финансовому анализу.

Кроме того, для пострадавших отраслей в апреле была отменена комиссия за ведение расчетных счетов в рублях и долларах США за март и до 1 мая предоставлена возможность без какой-либо комиссии поменять пакет услуг на более дешевый. С мая мы запустили авансовую оплату по пакетам расчётно-кассового обслуживания, что позволило клиентам, оплатив сразу 6-12 месяцев, получить скидку до 30%.

Также мы с нашим партнёром Cloud Payments договорились вместе поддержать наиболее пострадавшие от эпидемии COVID-19 предприятия малого бизнеса и предоставить им фиксированную ставку 1% на интернет-эквайринг на период с 15 апреля до 30 сентября 2020 года. Ставка доступна новым клиентам из категорий, утвержденных распоряжением Правительства как наиболее пострадавших от пандемии.

Если говорить о мерах поддержки наших частных клиентов, то в апреле мы зафиксировали существенное количество запросов заёмщиков на проведение реструктуризации долга или предоставление кредитных каникул, при этом именно отказов от обслуживания обязательств мы не наблюдаем.

Чтобы воспользоваться кредитными каникулами, необходимо подтвердить снижение официального, облагаемого налогом дохода заемщика (всех созаемщиков) за последний месяц по сравнению со среднемесячным доходом в 2019 году. К числу этих документов могут относиться справка о полученных физическим лицом доходов и удержанных суммах налога по форме ФНС за текущий год и за 2019 год (справка 2-НДФЛ от работодателя), налоговая декларация для индивидуальных предпринимателей, документ о регистрации гражданина в качестве безработного, листок нетрудоспособности (по закону - на срок не менее одного месяца) или иной официальный документ, подтверждающий снижение дохода более чем на 30%.

— По оценкам экспертов, компаниям из числа наиболее пострадавших отраслей и гражданам, обратившимся за мерами поддержки, в дальнейшем будет сложнее получить положительное решение по кредитам, так ли это?

— Обращение за кредитными каникулами действительно будет зафиксировано в кредитной истории, однако на дальнейшие решения банков относительно кредитования того или иного гражданина повлияет не сам факт обращения за отсрочкой, а исполнение обязательств в случае ее предоставления.

— Является ли Росбанк участником государственной программы по предоставлению ипотечных займов под 6,5%?

— Росбанк приступил к приему заявок на предоставление ипотечных займов по ставке 6,5% по государственной программе льготного кредитования. На сегодняшний день мы получили уже более 2200 заявок по всей России на выдачу жилищных кредитов по этой программе

Эта программа, безусловно, способствует увеличению спроса на первичном рынке жилья. Однако объем влияния будет зависеть от других важных факторов, в частности, от динамики цен на новостройки. Последующее развитие ситуации на рынке ипотеки также во многом будет зависеть от иных мер, предпринимаемых как регулятором, так и ключевыми игроками рынка.

— В свете последних событий: насколько конкурентен банковский рынок России? Как Росбанк намерен бороться за привлечение клиентов?

— Мы с уверенностью можем говорить о том, что конкуренция за клиента в банковской сфере сегодня разворачивается в поле диджитал-решений. Для банковского сектора режим самоизоляции россиян должен стать неким трамплином для ускоренного развития дистанционного обслуживания. Основная конкуренция в период после завершения самоизоляции и после выхода из кризиса развернется именно к этой плоскости.